На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НЕВСКИЕ НОВОСТИ

503 подписчика

Свежие комментарии

ПМЭФ год спустя: гигантомания Смольного и неоправданные надежды петербуржцев

Юбилейный, 25-й Международный экономический форум состоится меньше, чем через неделю — с 15 по 18 июня. Участие в нем уже подтвердили 115 стран и 2,7 тысяч представителей бизнеса. Петербург ждет подписание более 40 соглашений, половина из которых — инвестиционные. В прошлом году в ПМЭФ участвовали 141 страна и почти вдвое больше бизнесменов.

Несмотря на пандемию, было подписано множество важных соглашений, сумма сделок превысила 600 млрд рублей и, казалось, предопределила ближайшее будущее города. О том, какие из планов Смольного, спустя год, так и остались на бумаге, а какие воплотились в жизнь, разбирались НЕВСКИЕ НОВОСТИ. Не секрет, что на деловом форуме мирового масштаба заключаются самые серьезные сделки и подписываются самые важные стратегические договоры. Рассказать подробно о каждом в рамках одной статьи невозможно, поэтому мы выбрали те из них, которые касаются каждого из нас на бытовом уровне. Год назад Смольному удалось создать впечатление, что в городе начнут последовательно реализовывать все заявленное на ПМЭФ. Сумма заключенных сделок — 600 млрд рублей — выглядела достаточно реалистичной, особенно на фоне астрономической суммы Ленобласти в 1 триллион 32 млрд рублей. Сами проекты — потенциально возможными для реализации и действительно необходимыми городу. 238 млрд принесли контракты, 320 — соглашения о намерениях по развитию территорий и, главное, транспортной инфраструктуры. Анонсировано было строительство еще одного терминала аэропорта Пулково и открытие в 2022 году новых станций метро. Меньше сделок, большая концентрация ресурсов, выше КПД.
Новая компания АО «Метрострой Северной столицы», совместное предприятие правительства города и Группы ВТБ, планировала сдать уже в текущем 2022 году три новых станции метро, всего 11 за ближайшее десятилетие. Но уже через несколько месяцев после ПМЭФ открытие долгожданных станций начали переносить. Сейчас очевидно: ждать открытия новых станций задыхающемуся в транспортном коллапсе городу ни в 2022-м, ни в 2023-м не приходится. До 2024 года в Петербурге не будет введено ни одной. Об этом на заседании правительства города 19 апреля заявил председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрей Левакин. «Путиловскую», «Казаковскую» и «Горный институт» планируют только к 2024-му, тогда же реконструировать и давно требующую ремонта «Чернышевскую»«До 2024 года у нас метро вводиться не будет?» уточнил присутствовавший на заседании депутат ЗакСа Валерий Гарнец.  «Это не значит, что мы ничего не делаем»,словно оправдываясь, ответил Левакин. Год назад другая крупная компания ПАО «Газпром» заявила о своей готовности помочь городу в течение трех лет перевести общественный транспорт Петербурга на природное топливо, построив в городе 25 газовых заправок. Однако до реального соглашения с ПАО «Газпром» руки у Смольного дошли только сейчас, за неделю до старта второго этапа транспортной реформы. Год потерян. А по плану реформы уже к 15 июля все автобусы в Петербурге должны стать экологичными, то есть перейти на сжиженный и компримированный природный газ. НЕВСКИЕ НОВОСТИ уже рассказывали о том, как по неизвестной причине петербургские чиновники выбрали для новых автобусов топливо СПГ, для которого в Петербурге практически отсутствует заправочная инфраструктура, а не КПГ, инфраструктура для которого уже существует, пусть и не в полном объеме. Буксует и строительство нового терминала в Пулково, соглашение о строительстве второй очереди которого было заключено на ПМЭФ. Изначально проектирование нового терминала было запланировано на 2022 год, к концу 2025-го — началу 2026-го планировалось построить терминал, перрон и галереи. По официальной версии, начало строительства отложено до полного восстановления пассажиропотока. Об этом в апреле этого года сообщил вице-губернатор Петербурга Максим Соколов еще до своего перехода на работу в «АвтоВАЗ».   «Мы практически в 2019 году и в прошлом 2021 году подошли к той ковенанте в 20 млн пассажиров в год, которая дает отсчет для строительства нового терминала, но предполагаем, что в этом году по понятным причинам пассажиропоток будет снижен в основном за счет уменьшения пассажиропотока на международных направлениях»,приводит слова Соколова издание РБК. При этом, председатель городского комитета по развитию туризма Сергей Корнеев активно ратует за восстановление турпотока. «Минимальный прогноз: за год Петербург примет от 3 до 5 млн гостей. Основной: мы рассчитываем принять более 5 млн туристов», сказал Корнеев на пресс-конференции по развитию городского туризма. Если верить Корнееву, то четверть от необходимого числа пассажиров аэропорту обеспечит уже только одна туристическая отрасль преимущественно в «высокий сезон». Перестал Смольный лоббировать и появление в городе удобных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые призваны объединять в одной точке трамвайные и автобусные остановки, ж/д платформы и станции метрополитена и позволять горожанам пересаживаться с одного вида транспорта на другой, не выходя на улицу. В дождливом городе возможность добраться до дома с сухими ногами дорогого стоит. К слову, ТПУ хорошо себя зарекомендовали в Москве. Документы по ТПУ «Девяткино» в Петербурге тоже прошли экспертизу и одобрены градостроительным советом. Однако сроки реализации расплывчаты. На сайте дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сроках до сих пор указано: 2018-2021 год. Аналогично «заморожены» и другие узлы. Среди представленных на ПМЭФ проектов прошлого года — трамвайная линия «Купчино-Шушары-Славянка». Линия должна была связать Купчино и поселок Шушары уже к 2023 году, до Славянки ее планировали дотянуть годом позже.   Жилой массив и промзона в Шушарах — настоящая болевая точка петербургской транспортной системы. Тут находится 120 предприятий, развитие которых сдерживается отсутствием общественного транспорта. Добираться до новой станции метро «Шушары» из микрорайона Шушары на общественном транспорте нужно так: сначала, отстояв пробку, доехать на маршрутке до метро «Купчино», спуститься под землю, сделать пересадку на «Садовой» — и только потом вернуться в Шушары уже на метро. Единственное решение проблемы — скоростной трамвай, который Смольный планирует провести вместе с частным инвестором, компанией «Балтнедвижсервис». Генеральный директор компании Дмитрий Панкратов подтвердил на днях коллегам из «Ведомостей» готовность к сотрудничеству. По его словам, проектирование уже завершено, параллельно концессионер договаривается с властями города об ускоренном предоставлении ему земельных участков, чтобы начать подготовку к строительству. Смольный должен не только освободить территории, но и провести реконструкцию улично-дорожной сети. В концессионном соглашении о создании и использовании трамвайной линии помимо «Балтнедвижсервиса» фигурируют «Газпромбанк» и правительство города. Вернуть инвестиции рассчитывают за 30 лет за счет выручки от сбора платы за проезд. Однако финальная сумма инвестиций станет известна только после прохождения госэкспертизы. Очевидно, что проект удорожает из-за инфляции и недоступности поставок компонентов иностранного производства. Поэтому на данный момент его судьба и сроки реализации остаются не ясны. Таким образом, «громкий» проект в стенах Смольного заместился на местечковое латание дыр в транспортной инфраструктуре города. Предприниматели уже сейчас просят город организовать хотя бы временный автобусный маршрут-подвозку до своих предприятий в Шушарах, кующих экономику города. «Недостаточно инфраструктуры, маршрутов-то можно пустить сколько угодно, но они будут стоять в одной большой пробке»,сказал Левакин на заседании правительства. Остановились на том, что «организация городского маршрута — большое мероприятие, требующее огромного количества согласований», поэтому спасти бизнес решили просить… сам бизнес: призвать предприятия самостоятельно организовать подвоз своих работников. Бюджет Петербурга на текущий год принимался ЗакСом уже после подписаний ключевых соглашений на ПМЭФ-2021. По мнению целого ряда экономистов, он включил в себя схемы финансирования различных проектов, которые предполагают создание неочевидных (скрытых) долгов. Речь идет о схеме государственно-частного партнерства. Как в случае с трамвайной линией «Купчино-Шушары-Славянка»: «Балтнедвижсервис» вложит средства в строительство и закупку подвижного состава, а возвращать их будет из городской казны (30 лет за счет выручки от сбора платы за проезд). По той же схеме прогремевший на ПМЭФ 2021 трамвай «Чижик» на поверку обходится Петербургу в несколько раз дороже «Горэлектротранса». Плюс, в ходе реализации транспортной реформы к той же схеме добавились автобусные перевозчики, которые за свои деньги купили подвижной состав и возят петербуржцев по социальным маршрутам. Финансирование осуществляется не за счет проездных билетов, а из городского бюджета. Плата же за проезд от граждан поступает в бюджет. Чем это чревато для горожан? Тем, что отныне частным партнерам не обязательно хорошо выполнять свою работу, деньги за их услуги уже запланированы в бюджете. А документа, в котором были бы зафиксированы по сути долговые обязательства города перед партнерами, нет. Частный «Чижик» обслуживает четыре маршрута общей протяженностью 27 км, а «Горэлектротранс» — 37 трамвайных и 46 троллейбусных маршрутов общей протяжённостью почти 1000 км. «Чижик» получит из бюджета города за 2022 год более 2 млрд рублей, «Горэлектротранс» — 12 млрд рублей. С помощью простейших математических расчетов несложно определить, что один километр «Чижика» обойдется почти в 74 млн рублей против 12 млн рублей за километр привычных городских маршрутов. Клинике имени Боткина не везет давно. Исторические корпуса детской инфекционной больницы в центре Петербурга не дождались обещанной к 2021 году реконструкции. Новый комплекс стационара уже пытались построить на Бухарестской улице, но работы заморозили. На ПМЭФ 2021 к вопросу вернулись. Однако выбрали новое место для строительства современной больницы — в Шушарах или в Пушкине. Тогда же подписали соглашение о намерениях между ВТБ и правительством Северной столицы. Размер инвестиций — 30 млрд рублей. Но договоренности о месте снова переиграли, в данном случае совершенно справедливо, учитывая транспортный коллапс в направлении Шушар. Представить себе кареты «Скорой помощи» с больными детьми в ежедневных многокилометровых пробках не смогли даже самые циничные чиновники. Стационар, рассчитанный на 770 коек (240 тысяч кв. метров), решили разместить в Колпино на пересечении улиц Севастьянова и Георгия Водопьянова. Кажется, дело наконец сдвинулось с мертвой точки. 3 февраля 2022 года губернатор Петербурга Александр Беглов и председатель правления банка ВТБ Андрей Костин подписали дорожную карту по строительству южной площадки инфекционной больницы. Об этом сообщала пресс-служба Смольного. Как бы мы не пытались сузить тему разговора до городских инновационных проектов, эксперты, с которыми НЕВСКИЕ НОВОСТИ успели обсудить предстоящий форум, уверены, что рассматривать его в отрыве от международного политического контекста — ошибка. Особенно в условиях санкций и ухода из России западных инвесторов и компаний. Более того, некоторые планы, декларируемые на форуме в прошлом году просто-напросто не выдержали испытания новыми политическими реалиями. Так, в рамках прошлогоднего ПМЭФ соглашение о сотрудничестве Смольный в лице уже бывшего вице-губернатора Максима Соколова подписал с международным гигантом «Макдоналдс» в лице генерального директора ООО «Макдоналдс» Марка Карена. Год спустя «Макдоналдс» тоже можно назвать бывшим, но тем не менее одним из крупнейших работодателей Петербурга. Еще недавно в 81 ресторане этой марки трудились 6,5 тысяч человек. Ежегодно компания инвестировала в свое развитие не менее 1 млрд рублей. И в ближайшие 5 лет планировала создать еще 50 заведений общественного питания. То есть трудоустроить еще около 4 тысяч человек. Последует ли этим планам, сможет ли выдержать заданный темп правопреемник, до сих пор неизвестно. В сухом остатке. Нам кажется, стоит реалистично пересмотреть планы Смольного заключить 40 новых соглашений на ПМЭФ 2022 и сосредоточить усилия властей на работу с инвесторами по уже заявленным проектам. «Форум, хоть он и называется экономическим, надо рассматривать как публично-представительское политизированное мероприятие. На нем важно обозначить цифры. На нем превалирует политическая составляющая, именно в этом его задача, на мой взгляд. То, что контракты подписываются — они подписываются на уровне протоколов о намерении. Протокол о намерениях может воплотиться в конкретный контракт, а может и нет. В данном случае важно показать именно успехи, а не добиться их», — прокомментировал подготовку к юбилейному ПМЭФ кандидат экономических наук Вадим Капусткин. Обычным горожанам, особенно в условиях кризиса, нужны не геополитические прожекты, а комфортная и удобная городская среда, уверенность в собственной безопасности и в завтрашнем дне. Согласны?

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх