Сегодня все причастные к авиации люди отмечают свой профессиональный праздник — День Воздушного флота России. Труд пилотов, бортпроводников, технических инженеров, летчиков-испытателей переоценить нельзя. Каждый день они берут на себя ответственность за жизни пассажиров, спасают тех, кому нужна помощь.
Одним из таких людей является заслуженный пилот РФ, летчик-испытатель, вертолетчик Вадим Базыкин, который прилетит в любую точку земного шара и протянет руку помощи.На счету у Вадима Базыкина сотни спасенных жизней. Он помогал людям с затонувшего в 1994 году парома «Эстония», эвакуировал рыбаков с отколовшейся льдины и многим другим. Базыкин стал тем, кто установил ангела на шпиль Петропавловского собора и вернул кресты на Смольный и Казанский соборы. В праздничный день заслуженный пилот РФ рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, как пришел в профессию, с какими трудностями сталкивался в работе и поделился своим способом борьбы со страхом.
— Как вы решили связать
свою жизнь с небом?
Через фильмы, которые снимали в Советском Союзе, через
книги, которые писались. В детстве зачитывался Кавериным
«Два капитана» и дневниками Альбанова — путешественники по северному морскому
пути.
— Почему вертолет, а не
самолет?
Самолетчик — это властелин неба, а вертолетчик — и неба, и
земли. Почему-то мне было интересно всю жизнь с геологами, а не с пассажирами.
Все-таки я не люблю белые рубашечки с галстуком, мне нравится пища с ножа и в
детстве нравилась, когда в лесу у костра большие куски жареного мяса.
Я любил походы, поэтому, когда былвыбор, я сказал: «Конечно, я хочу быть вертолетчиком».
— У вас на счету не
одна уникальная спасательная операция. С какими трудностями вы сталкивались, выходя из них?
Дело в том, что я никогда не отказывался ни от каких работ.
Мне было всегда интересно делать то, за что другие не берутся. Мы с командой очень качественно готовились, и было страшно. Основная трудность в таком деле — идти непротоптанной дорогой,
то есть когда ты понимаешь, что никто этого до тебя не делал. Это не геройство, просто не
было такого опыта. Вот у меня, например, не было опыта работы на больших
высотах — монтаж ангела на Петропавловской крепости, никогда не спасал паром «Эстония» в такую погоду, для меня это было что-то новое. С таких работ, с командировок я приезжал совсем другим человеком. Меняется полностью качество жизни — ты становишься действительно мастером. Как-то мгновенно это ломается — ты прошел уже порог
страха, ты понял, что вслед за волнением к тебе приходит не паника, а вдохновение,
а это — поэзия, которая дорогого стоит. Она меняет человека в лучшую сторону
всегда.
— Страх же наверняка присутствует
в таком деле. Как вы с ним справляетесь?
В авиации есть такое понятие — точка возврата. Ты должен прекрасно
понимать, что если предстоящая работа выше твоего уровня, то тебе надо сойти
именно сейчас, но если ты уже проходишь это, то ты начинаешь бороться с самим собой. Это самое значимая, самая лучшая победа в жизни, когда ты побеждаешь
самого себя. Любой полет — это всего лишь 50 % физики и 50 % психологии, как ты
справишься со своими страхами. И вот когда ты побеждаешь и раскрепощаешь свою душу перед пассажирами печальными страхами и прочим, это и говорит о твоем внутреннем
состоянии, то есть как ты подготавливаешься к полету. Перед какими-то работами я видел ужасные сны: что я разбиваюсь, что падаю и еще что-то. Это
ничего страшного. В таких случаях я просто брал какую-то книгу интересную, которая меня всегда
увлекала, и буквально через 15–20 минут я уже погружался в сон другого мира.
Утром вставал в великолепном настроении, все хорошо. Экипаж тоже всегда помогает друг другу. Это называется — сработанность. Когда я понимаю, что кому-то тяжело, я
его подбадриваю улыбкой, говорю, что ничего страшного, все хорошо, все
получится. И они мне также. Я вижу эту помощь со стороны и прекрасно понимаю,
что с этими людьми я все сделаю.
— Как ребенку привить
любовь к небу и как его подготовить к этой профессии?
Любой ребенок воспринимает мир глазами, не
головой, не мозгами, как взрослые. Если он видит обман и ложь от родителей, учителей, от государства, то он такой
мир и воспримет. Когда я вижу, допустим, как уходит мой отец на работу в
хорошем настроении, а приходит в еще лучшем, естественно, сразу возникает такой
вопрос: «Что это за работа, когда он приходит с нее таким восторженным и
веселым?» У меня отец тоже летчиком был. Кончено, когда я сам стал
подниматься в небо, я прекрасно понимал, что на этой работе можно устать, но
нельзя прийти в плохом настроении, то есть такая приятная усталость.
— Как не перегореть от
своего любимого дела?
Надо постоянно читать книги, интересоваться завтрашним днем, всегда находиться рядом с детьми, быть интересным человеком, чтобы к тебе люди
тянулись, чтобы разговоры не были только о деньгах. Всегда на лице у тебя
должна быть улыбка. Она — как объятие бога, как молчаливое прости. Улыбка — это
красота человека, и как только она сходит с лица человека, он сразу меняется и становится уже немножко страшным. Поэтому надо всегда улыбаться. Причем не
голливудской улыбкой, которая бездушная и глупая, лукавая, а той, которая
делает человека прекрасным, красивым. Тогда человек никогда не застареет, и с
ним всегда будет интересно.
Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали, что в Пулково поздравили всех, для кого авиация не только ответственная работа, но и неотъемлемая часть жизни.
Свежие комментарии