Рекламный и организаторский гений импресарио многократно описан в трудах по истории искусств.
Сергей
Дягилев вошел в мировую историю как гениальный антрепренер, первооткрыватель
талантов, мастер убеждения и ценитель прекрасного. Он не писал картин и
стихотворений, но оставил колоссальный след в музыке, театре,
изобразительном искусстве.
Сегодня
искусствоведы с большим интересом изучают биографию Сергея Дягилева, пытаются
разобраться в причинах его чрезвычайной творческой прозорливости.
Однако неменее интересны подробности взлета карьеры антрепренера и феномен «Русских
сезонов» – масштабных заграничных гастролей, продолжавшихся целых 13 лет с 1908
по 1914 года. Их организатором и идейным вдохновителем был именно Дягилев.
Через
любовь к опере и балету импресарио показывал ошеломленным европейцам мощь и красоту
русского искусства. На лучших сценах Старого света блистали примы и премьеры
Императорских театров, а каждая постановка оформлялась роскошными декорациями,
костюмами и бутафорией. К слову, над декорациями и эскизами костюмов работали выдающиеся
художники своего времени – от Натальи Гончаровой до Леона (Льва) Бакста.
Идеей
«Русских сезонов» Дягилев перевернул мир балетного искусства и дал ему совершенно
иной вектор развития. По воспоминаниям современников, Сергей Павлович обращал
внимание на нюансы исполнения танцевальных партий. Большой поклонник красоты,
он придавал большое значение не только таланту артистов и артисток, но и их
внешним данным, водил по музеям и старался развить интеллектуальные задатки.
Театральное
искусство отнимало у Дягилева все силы. Частые гастроли, нервные срывы и неудачи
в личной жизни привели антрепренера к серьезному диагнозу – врачи обнаружили у
него сахарный диабет. Нередко Дягилев «заедал» стресс шоколадными конфетами, а
потом корил себя и устраивал голодовки. Вскоре ему поставили еще один диагноз –
фурункулез, который привел к сепсису. С каждым днем состояние антрепренера
ухудшалось, несмотря на старания врачей облегчить страдания. Сердце Сергея
Дягилева остановилось на рассвете 19 августа 1929 года.
Похороны
Дягилева прошли в Венеции на деньги его близкой подруги, модельера Коко Шанель.
Надгробие антрепренера находится на знаменитом острове Сан-Микеле в
православном крыле большого погоста. На могильном памятнике выбито имя Дягилева
и знаменитая эпитафия: «Венеция — постоянная вдохновительница наших успокоений».
Могила
импресарио примечательна не только утонченным и лаконичным памятником. На
месте, где раньше находился портрет Дягилева, теперь лежит три пары балетных
туфель (пуантов) – символ дела всей его жизни.
На
островном кладбище Венеции похоронены композитор Игорь Стравинский и Иосиф
Бродский. О том, как сегодня выглядят их надгробные памятники, НЕВСКИЕ НОВОСТИ
писали двумя неделями ранее.
Свежие комментарии