В 2021 году петербургская компания «Мегалайн» подписала в рамках ПМЭФ соглашение с администрацией Петербурга о реновации бывшей промзоны «Горская» в современный IT-кластер. Однако год спустя Смольный разорвал подписанное соглашение и передал земельный участок новому инвестору для строительства яхт-клуба.
Как петербургские чиновники ставят «палки в колеса» проекту «Мегалайна» и почему инвестор продолжает верить в успех реализации проекта, читайте в интервью НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ. Петербургский международный экономический форум 2022 года завершился скандалом. Впервые в истории форума, петербургские власти разорвали соглашение о намерениях с городской компанией «Мегалайн», планировавшей инвестировать в заброшенную промзону на границе Приморского района несколько десятков миллиардов рублей, тем самым нанеся ущерб инвестиционному климату Петербурга. НЕВСКИЕ НОВОСТИ подробно рассказывали об этом событии.О дальнейшей судьбе проекта «Горская» в эксклюзивном интервью НЕВСКИМ НОВОСТЯМ рассказал генеральный директор компании «Мегалайн» Геннадий Корупятник. — Геннадий Павлович, на ПМЭФ были подведены итоги архитектурного конкурса по концепции промышленной зоны «Горская». Расскажите, пожалуйста, как выбирался победитель? В чем, на Ваш взгляд, главные преимущества этого проекта? Напомню, что 19 ноября 2021 года в Санкт-Петербурге был дан старт Открытому международному конкурсу на разработку архитектурно-градостроительных решений территории «Горская». Цель конкурса – выбор наиболее оптимальных архитектурно-градостроительных решений территории «Горская», отражающих перспективную модель развития с учетом выявленного потенциала и мастер-плана территории. Конкурс проходил в два этапа, участвовало 76 компаний из 16 стран — три индивидуальных претендента и 20 консорциумов. А 4 февраля 2022 года были выбраны три финалиста конкурса. — консорциум под лидерством ООО «Марис Пропертиз» (Санкт-Петербург, Россия), в состав которого также входил Ten Design Group Limited (Гонконг, Китай); — консорциум под лидерством ООО «СЕМРЕН И МОНССОН МОС» (Санкт-Петербург, Россия), в состав которого также входил MVRDV B. V. (Роттердам, Нидерланды), ООО «Хабидатум Лаб» (Москва, Россия), Zynka BIM AB (Гётеборг, Швеция); — консорциум под лидерством Wowhaus (ООО «Ваухаус») (Москва, Россия), в состав которого также входил COOP HIMMELB(L)AU Wolf D. Prix & Partner ZT GmbH (Вена, Австрия), PwC (ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование») (Москва, Россия). В результате 18 мая финалисты сдали свои конкурсные предложения, включавшие в себя комплексную оценку предпосылок развития конкурсной территории, подбор и анализ релевантных зарубежных и российских примеров создания аналогичных многофункциональных комплексов и архитектурно-градостроительных решений, сервисную модель конкурсной территории, архитектурно-градостроительную концепцию, финансовую модель и многое другое. И 8 июня жюри конкурса, включая международных экспертов, выбрало победителя конкурса, которым стал консорциум под лидерством Wowhaus (ООО «Ваухаус»). В рамках выбора финалиста оценивалось порядка 17 факторов. Каждый член жюри выставил свои баллы. Разрыв между участниками был очень небольшой. Но консорциум «Ваухаус» смог показать наиболее взвешенное решение, хотя все три предложения могут быть использованы при развитии территории. При формировании технического задания конкурсантам была поставлена задача сформировать экономически устойчивую концепцию и, несмотря на последние внешнеполитические события, мы видим, что концепция не только жизнеспособна, но и показала свою необходимость. — В какой стадии сейчас проект «Горской»? Прозвучали заявления чиновников, что территорию могут полностью отдать под яхт-клуб. Что в связи с этим обстоятельством предпринимает ООО «Мегалайн»? Каковы инвестиции компании, которые уже вложены в «Горскую»? Проект готов к реализации. А 18 мая 2022 года было получено письмо о согласовании концепции комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга, транспортную концепцию согласовали СПб ГБУ «Центр транспортного планирования» письмом от 4 мая 2022 года, а также комитет по градостроительству и архитектуре письмом от 28 апреля 2022 года сообщил, что перечень размещаемых объектов в целом соответствует действующему и проектному функциональному зонированию рассматриваемой территории. Но буквально за день до публикации работы финалиста международного конкурса мы узнали, что город намерен расторгнуть с нами соглашение, подписанное как раз в рамках ПМЭФ 2021 и заключить новое соглашение по развития территории с СПб РСОО «Яхт-клуб Санкт-Петербурга». Хотя, как мы узнали из интервью «Деловому Петербургу» председателя комитета по инвестициям Романа Голованова – что сами соглашения, подписываемые на форуме, не накладывают обязательства на власти. Значит, город может не исполнять соглашения и после расторгнуть соглашение с любым инвестором. Очень «позитивный» знак для инвестиционного климата города. Также в рамках ПМЭФ со стороны вице-губернатора Санкт-Петербурга Николая Линченко был комментарий, что мы с апреля никак не реагировали на замечания и именно в связи с этим город решил сменить партнера. Однако это не так. Как я уже говорил, в течение апреля и мая велась работа по корректировке проекта, и я уже говорил о полученных согласованиях. Мы 31 мая 2022 года направили в адрес Линченко подробный отчет о проделанной работе. Но видно письмо до него не дошло. Хотя постойте, дошло, и он ответил на него 15 июня 2022 года, причем там есть замечательная фраза «по информации комитета по инвестициям ООО "Мегалайн" на постоянной основе направляются материалы по концепции развития территории, дополнения к ним, которые рассматриваются профильными исполнительными органами государственной власти».
Более того, некоторые материалы и замечания нам даже не предоставляются. В своем письме Линченко указывает, что наша концепция транспортного обеспечения противоречит материалам комплексной поправки в проект Генерального плана Санкт-Петербурга, то есть предложениям, которые даже не утверждены и могут быть утверждены в другой редакции. То есть администрация Санкт-Петербурга уже не знает какие еще написать замечания на наши материалы. И видно фантазия у них совсем закончилась, и для того, чтобы не дать нам реализовать проект, было инициировано внесение изменений в закон Санкт-Петербурга «О стратегических инвестиционных проектах». В свою очередь ЗакС во главе с бывшим вице-губернатором Санкт-Петербурга Бельским утвердили изменения в закон в рекордные сроки. А 20 июня 2022 года проект был внесен в ЗакС, 29 июня закон был принят, и губернатор уже 30 июня подписал новый закон. Суть изменений простая – если на участке есть обременения, то статус стратегического инвестора нельзя получить. Хотя присвоение статуса стратегического инвестора никак не привязано к какому-либо земельному участку. Порядок передачи земельных участков предусмотрен другим законом. Наличие либо отсутствие обременений на каком-либо земельном участке не может являться критерием оценки эффективности проекта, как это некорректно указано в новом законе. Если инвестор не угоден администрации города, то администрация просто передает участок в оперативное управление администрации района или иному своему учреждению, проект реализовать больше будет нельзя. На «Горской» город как раз передал участки либо администрации Приморского района, либо жилищному агентству Приморского района. Кстати, практика передачи городских участков в оперативное управление подведомственных государственных учреждений очень распространена в Петербурге, так что инвесторам просто не дают реализовывать инвестиционные проекты, формально накладывая обременения на участок, а после снимая только для «нужных» инвесторов. Причем еще и распространили действие закона на отношения, возникшие с 1 января 2022 года, то есть с того момента, как мы активно начали подавать заявления на присвоение статуса стратегического инвестиционного проекта. Несмотря на все действия администрации, мы со своей стороны будем продолжать работать в соответствии с законодательством Российской Федерации, и при необходимости будем обращаться в суд. На разработку документации и иные мероприятий нами было потрачено около 240 млн рублей. — По Вашим оценкам, каких инвестиций потребует реализация проекта? В течение какого периода этот проект возможно реализовать? Как мы и предполагали, изначально объем инвестиций составит порядка 60 млрд рублей. Проект можно начинать реализовать хоть завтра. У нас очень высокая степень проработки, в том числе уже выполнена оценка воздействия гидрометереологических факторов, экологическая оценка территории, выполнен отчет по результатам изысканий шумового воздействия КАД и отчет о инженерно-геологических изысканиях. Мы готовы были к концу 2024 года ввести некоторые объекты в эксплуатацию, а в 2025 году уже провести торжественное открытие всей территории. — Одна из особенностей проекта «Горской» в уходе от типичной пригородной архитектуры и создание трех зон: IT-деревни, гостиницы, Музея стихий. Почему решено было пойти именно по этому пути? Мы создавали концепцию с учетом текущего градостроительного зонирования территории. Вместе с тем экономическая модель, предусматривающая создание исключительно туристической инфраструктуры, будет явно неустойчива и потребует бюджетных вливаний. «Горская» обладает рядом преимуществ, в том числе близостью к КАД, видовыми характеристиками. Маркетинговые исследования показали эффективность совмещения нескольких функциональных зон и рост кооперации между предприятиями, работающими в IT-деревне с компаниями-резидентами зоны light industrial. — Насколько в пригородной зоне Санкт-Петербурга могут быть востребованы гостиницы? Проявили ли интерес к проекту гостиничные операторы? Поедут ли туристы в пригородный музей? Есть ли компании, которые хотели бы заселить будущую IT-деревню своими специалистами? Мы сформировали такой номерной фонд, чтобы с учетом сезонности, проект был окупаемый. Это подтвердили и финалисты конкурса. К проекту был интерес со стороны международных отельных операторов, но сейчас в связи с международной ситуацией, мы заключили соглашение о конфиденциальности с крупным российский оператором и планируем подписать предварительный договор управления в ближайшие несколько недель. В части IT-деревни, у нас уже подписано соглашение о сотрудничестве с институтом ЛЭТИ, а также мы ведем переговоры с несколькими крупными IT-компаниями. — Часть территорий «Горской» планировалось отдать под строительство складских помещений нового формата Light Industrial. Сейчас в связи с санкциями и уходом части иностранных поставщиков из России, есть ли необходимость в дополнительных складских мощностях? Хотел бы поправить — производственно-складских объектов нового формата Light Industrial. Но это не значит, что там будет промышленность или вредное производство. Это значит, что для субъектов малого и среднего предпринимательства будут созданы условия для ведения бизнеса, создания своих небольших сборочных предприятий. И спрос на такие помещения даже в текущих реалиях есть. Мы изначально ориентировались на российские компании и уход иностранных поставщиков не сильно меняет наши планы. — Территория промзоны «Горская» отдалена от основных транспортных маршрутов. При реализации проекта рассматривался вопрос создания рядом с этой локацией ТПУ. Что он собой представляет? Каких инвестиций он потребует? По нашему мнению, целесообразно рассматривать автобусное сообщение и в настоящее время ведутся переговоры с АО «Третий парк», который как раз базируется на территории «Горская». Создание ТПУ не входит в концепцию проекта, разработанного ООО «Мегалайн». — Промзона «Горская» появилась в период строительства дамбы. Почему, на Ваш взгляд, такая перспективная локация долгие годы пустовала? До 2018 года эта территория находилась в федеральной собственности. С момента передачи, администрация Санкт-Петербурга несколько раз тратила миллионы рублей на разработку концепции развития территории. В 2021 году мы предложили свою концепцию и заключили соответствующее соглашение в рамках ПМЭФ, но, как видим, город все равно не торопится. Видимо, это особенности городского правительства. Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ публиковали мнение городских экспертов, которые считают, что отказ Смольного от реализации проекта компании «Мегалайн» на территории «Горская» может стать фантастическим провалом.
Свежие комментарии