На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НЕВСКИЕ НОВОСТИ

505 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Ворожищев
    А что знает Наебулина о советской экономике? То, что она изучала в Йеле - центре вербовки предателей России?Набиуллина на ПМЭ...
  • Валерий Ворожищев
    Вперёд, к "святым 90-ым"!Назад в 90-е: ЖКС...
  • Наталья Середа
    Где обучали этих журналистов -" ПЕРОРАЛЬНЫМ отравлением этанолом"- это к чему в статье? Начинаете игру слов, запутать...Двух отравившихся...

«Абсолютно не продуман»: малый бизнес раскритиковал новый законопроект Беглова

В Законодательное собрание Петербурга внесли законопроект об альтернативных местах для нестационарных торговых объектов (НТО). За всю историю существования временной торговли в городе на берегах Невы других мест потерявшим свои участки ларькам не предоставляли. При этом разговоры об этом ведутся уже не первое десятилетие. НЕВСКИЕ НОВОСТИ разобрались в ситуации.
Законопроект об НТО внес лично губернатор Александр Беглов. Он называется «О внесении изменений в закон о нестационарных торговых объектах». Согласно документу, получить новое место смогут те предприниматели, чей договор внезапно прекратился по требованию города. Однако здесь есть детали и нюансы. По словам председателя Совета Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова, только за время губернаторства Валентины Матвиенко Петербург потерял по самым минимальным оценкам 40 тыс. объектов малого предпринимательства и 200 тыс. рабочих мест. Он стал самым «сетевизированным» городом в России — до пандемии коронавируса крупные торговые сети занимали уже свыше 90 % рынка. Вследствие такой монополии они могли позволить себе фантастические наценки, и цены на многие позиции оказывались выше, чем даже в Москве. Кроме того, сети установили и так называемую монопсонию (диктат единственного покупателя), после чего начали безбожно выкручивать руки отечественным поставщикам и производителям. Ни покупателям, ни производителям деваться было некуда, поскольку остальные каналы сбыта власть заботливо уничтожила. «Изначально практически все торговые сети, которые власть лукаво называла федеральными, находились в иностранной юрисдикции — Британские Виргинские острова, Нидерланды, Люксембург, Кипр и так далее. Следовательно, значительная часть налогов шла мимо российского бюджета. И даже сегодня, когда владелец двух крупнейших сетевых брендов платит в недружественный голландский бюджет (тем самым финансируя натовские закупки вооружения для Украины), а главный бенефициар открыто предлагает украинским структурам миллиард долларов за то, чтобы с него сняли санкции — власть безмолвствует. Означать это может только одно — нам и дальше предлагают жить под лозунгом “Сети — это наше все!”»,добавил Третьяков. По его мнению, давно ясно, что возрождения конкуренции в виде малой торговли никто не допустит. Следовательно, все эти законопроекты об альтернативных местах — не более чем очередной симулякр (изображение, которого на самом деле не существует), всерьез обсуждать который — впустую тратить время.

Десятки лет душат малый бизнес

Проблеме с НТО ровно 18 лет и один месяц. Все началось с того момента, когда 30 октября 2004 года правительство губернатора Валентины Матвиенко выпустило постановление № 1885. Оно предписывало уничтожить на остановках общественного транспорта свыше 1600 остановочных павильонов с торговым блоком. Пострадавшим городские власти обещали альтернативные места для размещения, однако практически никому их в итоге не предоставили. Через год та же участь постигла малую торговлю в зоне ответственности метрополитена. «Мы начали догадываться об истинных причинах, а когда в 2007-м к сносу приговорили почти тысячу городских мини-рынков (тогда они именовались торговыми зонами или комплексами мелкорозничной торговли), мы уже все поняли. В нашем городе отрабатывались технологии зачистки ради установления монополии транснациональных торговых сетей, самые эффективные из которых потом вошли в Закон о торговле»,пояснил НЕВСКИМ НОВОСТЯМ эксперт Третьяков. Со стороны представителей малого бизнеса это были не просто догадки. В феврале 2016 года в Москве произошло событие, которое игроки рынка назвали «Ночь длинных ковшей». Тогда в столице снесли от 97 до 107 торговых объектов в различных районах. На вопрос журналиста одного из федеральных телеканалов о том, не поторопились ли власти, ведь жителям могло быть гораздо удобнее пользоваться павильоном, чиновник московской мэрии в прямом эфире без стеснения ответил: «В Москве достаточно сетевых магазинов, которым не хватает покупателей». Председатель совета некоммерческого партнерства «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков отметил, что и сейчас в городе периодически участки, где размещаются объекты малого бизнеса, становятся необходимы для государственных нужд — например, по этой территории прокладывают новую дорогу или происходит изменение федерального законодательства (допустим, увеличиваются охранные зоны сетей инженерной инфраструктуры). «И объект попадает в зону этих сетей, и не может быть размещен по соображениям безопасности. В этом случае мы считаем важным, чтобы предпринимателю давали новое место для того, чтобы он не уходил в никуда. Потери у него, безусловно, будут, но лучше он продолжит работу на другом участке, чем вообще останется ни с чем», подчеркнул эксперт.

Система откатов

НЕВСКИЕ НОВОСТИ изучили законопроект вместе с юристом Ириной Баханович. По ее мнению, его абсолютно не продумали — в документе нет четких критериев, не прописана равнозначность площади, нет привязки к территории. А кроме этого, и целевое назначение альтернативного земельного участка должно совпадать с первоначальным, однако бывают случаи, когда это невозможно. «Проблем с НТО в Петербурге масса. И самая большая — это неконтролируемая теневая деятельность с системой откатов и заносов конвертиков. Зачастую (а я много занимаюсь вопросами законной и, как мы ее называем, полузаконной торговли) огромное количество нарушений связано с нецелевым использованием земельного участка. Например, по льготной цене предоставляется место под печатную продукцию, а на самом деле там продают кофе, фрукты/овощи, или это небольшой стенд с печатной продукцией»,рассказала Баханович. По ее словам, комитет по контролю за имуществом и комитет имущественных отношений такие нарушения могут не замечать не только месяцами, но и годами. На рабочих группах Баханович говорила о проблеме. Она объясняла, что в Петербурге нет четких характеристик НТО, просила описать четче. Однако юрист считает, что это городу не интересно. «Потому что тогда нарушения будут налицо, и значит, нельзя будет недобросовестным исполнителям получать оброки с продавцов»,подчеркнула она. Эксперт Меньшиков добавил, что есть и другие моменты, которые нужно учесть. Например, в законопроекте говорится, что он коснется договоров, срок действия которых не истек, и составит тот же срок, на который договор действует. «А у нас [по действующему законодательству], если предприниматель не имеет грубых нарушений, то может продлить договор на пять лет. Мы предложили, чтобы альтернативное место давалось не на тот же срок, а на срок пять лет. Потому что если предприниматель меняет место, то понятно, что для конкретного бизнеса это означает существенные новые вложения. А надо, чтобы предприниматель чувствовал уверенность»,объяснил Меньшиков. Он добавил, что в городе есть и предприниматели со старыми договорами аренды, которые находятся в режиме неопределенного срока. На них вообще не распространяется практика выдачи альтернативных мест. НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» уже предложило учесть и их интересы в законопроекте.

Почва для злоупотреблений

Как уточнила юрист Баханович, она крайне скептически относится к инициативам Смольного, поэтому ее этот законопроект больше расстроил. «Видя, какой бардак происходит в сфере регулирования НТО, я понимаю прекрасно, что он задуман не с какими-то благими намерениями, а, вероятно, для достижения определенной цели. Как бы не получилось так, что комитеты специально будут исключать участки из схемы, чтобы последующие (возможно, даже более лакомые для своих ручных коммерсантов) предоставлять без торгов»,подытожила Баханович. В середине сентября НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали о том, что жительница Мурино пожаловалась губернатору Ленобласти Александру Дрозденко на излишнее количество точек по продаже алкоголя в городе. Глава региона поручил проработать возможность серьезного сокращения количества алкомаркетов. По его словам, на региональном уровне стоит обсудить возможность установки лимита размещения таких объектов.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх